Будущее ЕАЭС: общий финансовый рынок? – РСМД
РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Каспарова Яна, студентка 3 курса Дипломатической академии МИД России
Мировой порядок меняется, и несмотря на западные санкции для России открываются новые возможности для усиления интеграции. Общий финансовый рынок со странами ЕАЭС может стать мотором для роста объединенных экономик. Под отдельности финансовые системы стран-участниц слабы, и на пути к интеграции стоят значительные преграды. Но России по силам взять на себя основную роль в формировании финансового рынка ЕАЭС.
Источник: РГ
Как все начиналось
После распада СССР в 1991 году страны постсоветского пространства ощутили, что приобретенный ими суверенитет мешает привычному взаимодействию. Зачастую заводы находились в разных республиках. Это означало, что некоторые детали производились на территории одного государства, другие – на территории другого, а сборка – на территории третьего. Так появившиеся границы мешали взаимодействию и развитию экономик бывших союзных республик.
Понимая, что при отсутствии должной интеграции государства будут сталкиваться с рядом трудностей, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев инициировал создание Евразийского союза в 1994 году. За выступлением последовал ряд интеграционных процессов: в 1999 году страны договорились о создании Таможенного союза. Далее был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое просуществовало до вступления в силу Договора о создании ЕАЭС в 2015 году.
Сегодня в состав ЕАЭС входят пять стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия.
Здесь Россию будут слушать
Безусловно, Евразийский экономический союз благоприятно влияет на развитие внешнеторговых отношений всех стран-участниц. В то же время наиболее заинтересованной в сохранении союза принято считать Россию, для которой всегда было важно расширять свое экономическое и политическое влияние.
Однако в современных реалиях ЕАЭС для России приобретает еще более весомое значение. После начала конфликта на Украине бывшие европейские и американские партнеры заняли резкую антироссийскую позицию. Несмотря на то, что западным странам не удалось добиться полной изоляции России, её деятельность во многих международных объединениях оказалась ограничена. Более того, присутствие страны в организациях (в частности, в ООН и в ОБСЕ) подвергается постоянным нападкам, а физическое участие в мероприятиях этих организаций ставится в зависимость от решений коллективного Запада. В такой ситуации Москве остается искать наиболее дружественных партнеров, которыми, в частности, являются государства ЕАЭС.
На пути к единому финансовому рынку
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, основной целью организации является формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. К сожалению, в настоящий момент нельзя сказать, что ЕАЭС близок к полному достижению хотя бы одной из своих первоначальных целей. Имеющаяся интеграция по большей части ограничивается принципами Таможенного союза. Именно поэтому одной из главных задач стратегического развития Евразийского экономического союза до 2025 года является формирование единого финансового рынка, который приведет к свободному движению капитала и ускорит формирование общей базы товаров, услуг и трудовых ресурсов.
Сейчас основной задачей является гармонизация законодательств стран-участниц организации в финансовой сфере по трем основным направлениям (страховому, банковскому, ценных бумаг) с целью дальнейшего создания наднационального органа по регулированию финансового рынка и стандартизации лицензирования банков и страховых компаний.
Сдерживающие факторы
Однако при формировании единого финансового рынка Евразийский экономический союз сталкивается с рядом трудностей. В частности, реализации задуманного мешает:
· существенная разница в уровне развития финансовых систем и экономик стран-участниц, а также коренные отличия в правовом регулировании;
· опасения некоторых стран в связи с возможной утерей суверенитета;
· дефицит финансовых активов, вызванный оттоком капитала из России;
· высокая волатильность курсов национальных валют – так, например, у рубля, который мог бы выступить в роли единой валюты, курс достаточно нестабильный: в начале 2022 года за доллар надо было отдать 74 единицы российской валюты, в феврале – уже 121, а в июне – 57;
· отсутствие должного инвестиционного климата и недостаточно благоприятные условия для развития бизнеса;
· низкий уровень развития производства национальных экономик;
· нехватка капитала, в связи с чем компании предпочитают первоначально размещать свои акции на азиатских и западных биржах и т. д.
К вышеперечисленным трудностям стоит также добавить желание некоторых стран-участниц ЕАЭС «усидеть на двух стульях». Не стоит забывать о том, что в конфликте с Украиной только Белоруссия встала на сторону России. Другие же участники остались нейтральными. Члены ЕАЭС не хотят полностью терять связи с западными партнерами, поэтому опасаются повышения интеграции с Россией.
Одна валюта на всех
При отсутствии единой валюты существование общего рынка капитала сталкивается со значительными трудностями. Во-первых, возникают сложности при покупке финансовых инструментов на бирже. Во-вторых, появляются трудности при страховании и кредитовании. В связи с этим, несмотря на опасения некоторых стран по поводу возможного ослабления своего суверенитета (которые, конечно, не лишены оснований) при введении общей региональной валюты, создание единой валюты может неплохо простимулировать экономики стран.
Перспективным, в частности, является создание бивалютной системы, в которой общая валюта будет использоваться для инвестирования и осуществления безналичных платежей. При бивалютной системе в стране присутствуют две валюты, одна из которых – сильная, используется в качестве средства сбережения, а также для внутренних и внешних расчетов. Вторая – слабая, национальная валюта, позволяет осуществлять безграничную эмиссию и поддерживать экспортеров. В качестве сильной валюты во многих странах сегодня используется доллар США. В странах ЕАЭС сильную валюту найти сложно. Экономики большинства членов маленькие, нестабильные, поэтому их валюты относительно слабы. Российский рубль тоже не выглядит надежной валютой, так как его курс по большей части зависит от экспорта сырья.
В то же время ЕАЭС может пойти по стопам Европейского союза и создать единую расчетную валюту, которая будет основана на корзине валют стран-участниц. Доля каждой валюты в корзине будет выражаться в пропорциях ВВП каждой страны к совокупному. Однако и такое решение не предоставит стабильное платежное средство, так как большую долю в корзине все же займет рубль.
Стоит отметить, что, несмотря на сложности, возникающие при принятии единой валюты, большая часть платежных операций между странами осуществляется в национальных валютах. Еще до начала Специальной военной операции (СВО) более 70% расчетов между странами ЕАЭС производились в рублях. Новые санкции со стороны стран Запада ускорили достижение полного перехода ЕАЭС к расчетам в национальных валютах.
Общая платежная система
26 августа 2022 члены ЕАЭС подписали распоряжение «О дальнейшей работе по расширению использования национальных валют государств-членов Евразийского экономического союза при осуществлении расчетов в рамках взаимной торговли». Согласно этому документу, страны будут обеспечивать взаимодействие национальных систем платежных карт, а также расширят сети корреспондентских счетов в банках и будут стремиться к обмену информацией без использования SWIFT при осуществлении трансграничных расчетов. Напомним, что после принятия 10 пакетов санкций Евросоюзом, 26 российских банков были отключены от SWIFT. Кроме того, Евразийская экономическая комиссия рассматривает создание универсальной платежной системы для стран ЕАЭС и БРИКС, что поможет осуществлять внешние платежи в национальных валютах без использования доллара в качестве посредника.
Для создания единого платежного пространства в ЕАЭС рассматривается также использование блокчейн-платформы «Мастерчейн». Эта система обеспечивает организацию технологией распределенных реестров и позволяет проводить расчеты без использования иных платежных систем.
Таким образом, несмотря на некоторые препятствия, сдерживающие формирование общего финансового рынка, страны ЕАЭС имеют необходимые интеграционные возможности для его создания. При этом очевидно, что основную роль в формировании финансового рынка ЕАЭС должна на себя взять Россия.
Курс молодого мудреца — образовательный проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, направленный на развитие и закрепление основополагающих для аналитика навыков и приемов работы с информацией, а также передачу м
Блог: Блог «Курса молодого мудреца»
Рейтинг: 0
«Международные исследования в России»
Статистические данные по международной проблематике
Электронные журналы и библиотеки
Никита Куклин
Владимир Бочарников
Владимир Зарудницкий
Вконтакте
Facebook
Твиттер
© 2024 Российский совет по международным делам (РСМД).
Соглашение об обработке персональных данных
Политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных
Публикуемые на сайте Совета аналитические тексты отражают личные мнения авторов, которые могут не совпадать с позицией РСМД. Использование материалов РСМД на электронных ресурсах допускается только при условии указания ФИО автора, статуса «эксперта РСМД» и наличии активной и открытой для индексирования гиперссылки на russiancouncil.ru. НП РСМД не предоставляет право публикации на сторонних ресурсах фотографий и иллюстраций, размещенных на портале russiancouncil.ru, за исключением фотографий и иллюстраций, опубликованных в сервисе Flickr в официальном аккаунте НП РСМД. Использование материалов в печатных изданиях согласовывается по почте welcome@russiancouncil.ru
Мы в социальных сетях: