Выступление Министра финансов Антона Силуанова на заседании Комитета Государственной думы по бюджету и налогам 3 июля 2023 г. – Минфин России
МинфинРоссии
En
Прошлый год был тестом на прочность государственных финансов. Хочу сказать, что в целом мы прошли это испытание, и, если говорить об экономических показателях, то при тех ограничениях, с которыми мы столкнулись, они оказались неплохие. Вы помните, в первой половине 22-го года ожидали значительных темпов падения экономики, снижения реальных доходов населения. На самом деле меры, которые мы приняли по поддержке людей, бизнеса сработали. И те показатели, которые мы сегодня видим по итогам прошлого года, отражают все те усилия, которые Правительство, Парламент предпринимали для реагирования на складывающиеся вызовы.
Итак, темпы роста ВВП снизились в прошлом году на 2,1% против оценок от 8 до 20%. Произошло снижение промышленного производства на уровне 0,6%. Мы видим, что доходы граждан хоть и снизились на 1% в целом по году, в четвёртом квартале уже начали показывать положительную динамику. Начиная с четвёртого квартала прошлого года, темпы роста находятся в плюсовой зоне. Безработица опустилась до минимальных значений – 3,9%. В текущем году понижательный тренд сохранился. После роста потребительских цен в марте-апреле прошлого года инфляция начала замедляться и сейчас мы тоже видим продолжение этой динамики. Сегодня инфляция составляет 3,2%.
Достижению этих показателей способствовали те меры и решения, которые мы приняли: как меры оперативного реагирования, так и те инстуциональные решения, которыми мы руководствовались в прошлом году. Они позволили нам пройти сложный период времени с минимальными издержками. Это – бюджетные правила, низкий долг, создание собственной платёжной инфраструктуры, которую создавал Центральный банк. Это и расчёты через собственную инфраструктуру: платёжные карточки «МИР», система передачи финансовых сообщений. Все те финансовые ограничения, с которыми мы столкнулись, были достаточно оперативно преодолены.
Важно, что в прошлом году мы управляли финансами в тесном взаимодействии с Парламентом, который предоставил Правительству РФ право оперативно распоряжаться Резервным фондом. Мы получили право направлять в него нефтегазовые доходы. То есть, в прошлом году все нефтегазовые доходы перераспределялись через Резервный фонд. И предложения по перераспределению, направлению средств в Фонд без промедления согласовывались с Парламентом в рамках нашей парламентской комиссии.
Хотел бы поблагодарить депутатов за быстрые решения по согласованию тех предложений, которые готовило Правительство по перераспределению доходов через бюджет.
Бюджетный стимул, который был произведен в прошлом году, сработал. Соответствующие расходы увеличились почти на 6 трлн рублей. Дефицит бюджета сложился на уровне 3,3 трлн рублей, или чуть больше 2% ВВП. При том, что мы в конце года направили значительные объемы расходов на авансирование социального фонда – эта сумма составила 1,5 трлн рублей. Тем самым мы создали запас прочности на текущий год для того, чтобы мы могли более оперативно распоряжаться финансовыми ресурсами этого года.
Для финансирования дефицита мы задействовали средства Фонда национального благосостояния, почти 3 трлн рублей, из которых 772 млрд рублей – это те отсрочки по страховым взносам, которые мы предоставили предпринимателям. Это была поддержка с точки зрения оборотных денег для предприятий. Эти деньги возвращаются нам в этом и следующем году. Общий объем госдолга сохранился на минимальных значениях и составил 14,9% ВВП. Это тоже наше преимущество, поскольку прошлый и текущий год мы прошли, хоть и увеличив заимствования, но, обеспечив стабильность на финансовых рынках.
Доходы составили 27,8 трлн рублей. Они превысили даже уровень 21 года – на 2,5 трлн рублей. Связано это было, понятно, с хорошей конъюнктурой на сырьевых рынках: цены на нефть и газ были высокие. За счёт этого мы перевыполнили нефтегазовые доходы на 2,5 трлн рублей – они составили 11,6 трлн рублей.
Ненефтегазовые доходы были примерно на уровне 2021 года, и на это повлиял рост поступления налоговых сборов, связанных с внутренней экономикой и производством. Это НДС. Также мы отмечали рост поступления по налогу на прибыль, по НДФЛ – на фоне роста прибыли, в том числе, в сырьевых отраслях экономики, связанных с конъюнктурой. Кроме того, были поступления разовых платежей. В том числе и от дивидендов, и от отдельных видов поступлений, которые мы получили от бизнеса. Это способствовало увеличению доходов, позволило профинансировать наши с вами плановые расходы и принять решение ещё и о дополнительном финансировании приоритетов, которые было необходимо поддержать в прошлом году.
Рост расходов федерального бюджета по сравнению с 2021 годом составил 6,4 трлн рублей и обусловлен масштабными мерами поддержки граждан и экономики, направленными на обеспечение развития экономики в условиях внешнего санкционного воздействия.
Хочу сказать, что в последние годы мы действительно серьезно увеличили расходную часть – это, с одной стороны, поддержка экономики, государственный спрос в условиях, когда бизнес-среда, может быть, не такая активная.
Приведу несколько примеров. У нас общий объём расходов совсем недавно, в 2019 году был 18,2 трлн рублей. В 2020, ковидном году мы увеличили их до 22,8 трлн, в 21-ом – до 24,8. В 22-ом году они достигли 30,3 трлн рублей. То есть, в 19-ом – 18 трлн – это мы считаем нормальным уровнем, 18-19 триллионов рублей. И в 2022 – 30,3 трлн рублей. Понятно, что такой объём расходов без увеличения объёма заимствований невозможно держать.
Но это было необходимо для того, чтобы внести вклад в экономику за счёт роста государственного спроса. Куда были направлены эти деньги, на что эти деньги были потрачены? В первую очередь, конечно, на поддержку граждан и экономики в этот непростой период. В 2022 году была обеспечена внеплановая индексация МРОТ на 10%, прожиточного минимума, пенсий неработающим гражданам. На эти цели было потрачено почти 500 млрд рублей. Новые выплаты на детей от 8 до 17 лет были запущены досрочно. Также дополнительно были использованы бюджетные ассигнования на сумму 410 миллиардов рублей. Приоритет, отданный именно таким, социальным расходам позволил увеличить размер детского бюджета до 2,4 трлн рублей. Или почти на 40% по сравнению с прошлым годами.
Были приняты меры по поддержке рынка труда, по снижению уровня бедности. Мы видим, что это дало результаты, он опустился до минимального уровня за прошедшие годы и составил 9,8% по итогам 2022 года. Это – минимальные показатели за последние 30 лет.
Кроме того, мы предоставили отсрочку по страховым взносам. Мы об этом говорили, 772 млрд рублей – это дополнительный оборотный капитал. Продолжили поддержку кредитования бизнеса. Когда Центральный банк поднял ставку, коммерческие банки определили ставки для заемщиков на уровне свыше 20%. Государство тогда через субсидирование процентных ставок, субсидирование кредитов поддержало ключевые отрасли экономики. Здесь и МСП, и сельское хозяйство, и системообразующие предприятия. Всё это было поддержано через субсидии по кредитам.
Хочу сказать, что мы не остановили ни инфраструктурное развитие, ни поддержку стройки, в том числе и жилищное строительство. Была продолжена льготная ипотека. В полном объёме реализованы, даже увеличены программы по дорогам. На эти цели выделялись дополнительные ресурсы, в том числе, связанные с удорожанием стоимости стройки. Только на удорожание строительства направили больше 200 миллиардов рублей дополнительных денег, поскольку была задача не останавливать стройки, наоборот их всячески стимулировать. Это тоже дало свой вклад в динамику экономического развития.
Как мы и говорили, проекты не только не были приостановлены, но и запущены новые. Это – ремонт школ. Это – «Пушкинская карта», дающая детям возможность посещать учреждения культуры – крупный проект прошлого года. Естественно, большие ресурсы были направлены на интеграцию новых субъектов, которые вошли в состав РФ. Это и деньги на инфраструктуру, и деньги на социальное обеспечение, зарплаты. Всё это требовало дополнительных ресурсов, и они были найдены.
Рассматривая отчёт за прошлый год, нельзя не остановиться и на инстуциональных решениях, которые были необходимы для того, чтобы решать те задачи, о которых мы говорили.
Это повышенное и ускоренное авансовое финансирование: до 80% денег из бюджета представлялось в виде авансов на выполнение работ, услуг, на финансирование первоочередных мероприятий. Интенсифицировалось внесение изменений, и прохождения документов с тем, чтобы открыть финансирование. Мы оперативно вносили изменения в роспись. Ускорено было и принятие решений Правительства, необходимых для выделения дополнительных финансовых ресурсов. Оптимизировали закупочное законодательство. Хотел бы поблагодарить за это коллег: законодательство, касающееся госзакупок было существенно упрощено, ускорено. Процедуры стали исполняться в более быстрые сроки.
Несмотря, на повышенный объём расходов – это более 30 триллионов рублей, бюджет был исполнен практически с одними из лучших показателей за последние годы – 97,5% уточнённой росписи. То есть, несмотря на возросший объём финансирования, динамика исполнения бюджета продемонстрировала лучший показатель за последние годы. Это тоже очень важно. Поскольку Правительство предпринимало всё необходимое для того, чтобы предусмотренные деньги на решение этих задач выделялись своевременно, в плановом порядке, и не было ни в коем случае задержек с неисполнением бюджетного финансирования.
Если посмотреть по оценке, объёмы были большими. Можно посмотреть финансирование в четвертом квартале, но мы уже об этом говорили: во многом это были авансовые платежи в счёт 2023-го года в целях высвобождения ресурсов текущего года на новые задачи.
Несколько слов о бюджетах регионов. Поскольку это часть общей нашей бюджетной системы, хочу сказать, что в субъектах РФ они исполнялись устойчиво. Основной удар по решению дополнительных задач по поддержке людей, бизнеса приняла на себя Федерация. И мы видим, что доходы субъектов РФ выросли на 12%. Расходы увеличились на 16%. И что главное – в расходах субъектов РФ существенно подросли капитальные расходы. То есть, они выросли почти что до уровня 10% в структуре расходов, увеличившись примерно вдвое по сравнению с предыдущими годами. О чем это говорит? О том, что инфраструктурное развитие, в котором участвовали субъекты РФ не только не сокращалось, но и увеличивалось.
Госдолг регионов составил такую величину, которая не вызывает опасений. Примерно 21% от собственных доходов – это нормальный уровень для субъектов РФ. Профицит – 50 миллиардов рублей. С дефицитом бюджет исполнили 50 регионов. С профицитом – 35 субъектов РФ.
Поэтому в целом можно сказать, что бюджетные системы выдержали все те испытания, с которыми в связи с ограничениями столкнулась экономика РФ в прошлом году. Мы своевременно приняли все необходимые меры по реагированию, и определению приоритетов поддержки через бюджет. Результаты говорят сами за себя. С учётом изложенного, уважаемые коллеги, прошу рекомендовать принятие проекта Закона об исполнении бюджета за 2022 год.
Спасибо.
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство в соцсетях
Материалы официального сайта
Федеральные службы
Федеральные агентства
СМИ, учрежденные Минфином
Дополнительно
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная