Халяльные инвестиции – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский … – Научно-образовательный портал IQ

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ISTOCK
В России продолжается небывалый бум частного инвестирования. Однако не все граждане могут себе позволить даже завести индивидуальный инвестиционный счёт, так как опасаются нарушить какие-либо религиозные запреты. Например, многие мусульмане боятся по незнанию приобрести несоответствующий нормам ислама финансовый инструмент и на всякий случай полностью отказываются от брокерских счетов. Конечно же не все мусульмане следуют канонам религии. Но есть и те, кто неукоснительно соблюдают все предписания и не хотели бы нарушить нормы шариата из-за торговли на бирже. Если открыть практически любое интернет-издание, мы можем найти колоссальное количество статей, посвященных инвестированию. А вот обнаружить что-то полезное для инвесторов – верующих мусульман — крайне сложно. Заполнить эту лакуну решила кандидат психологических наук, магистр экономических наук, консультант по финансовой грамотности Проекта Минфина России, научный сотрудник Института права и развития ВШЭ – Сколково Лиана Галиахметова. Она рассказала IQ.HSE об исламских финансах и халяльном инвестировании.

Лиана Галиахметова,
научный сотрудник Института права
и развития ВШЭ – Сколково

Для начала необходимо объяснить основополагающие термины исламских финансов. В особенности — характеризующие отступление от нормативных запретов, такие как «риба», «мейсир» и «гарар». После чего уже приступим непосредственно к обзору финансовых инструментов, которые разрешены по нормам исламской религии.
Муфтий Мухаммад Таки Усмани (председатель шариатского совета международной организации, издающей стандарты деятельности исламских банков (AAOIFI, Бахрейн) и глава шариатских советов ряда крупных исламских банков по всему миру) приводит следующие виды запретов: 
 ростовщичество,
 азартные игры,
 стяжательство,
 участие в деятельности с незаконными товарами и услугами,
 продажи без покрытия,
 спекуляции.
Термин «риба» (буквальный перевод «приращение», «превышение») обозначает ростовщичество. Ислам рассматривает деньги, как инструмент, не имеющий самостоятельной стоимости. К ростовщическим операциям относятся в том числе проценты по кредитам и депозитам, покупка обычных облигаций. Периодически возникали споры и предложения считать рибой только ростовщическую лихву (процент, существенно превышающий рыночную ставку), однако общепризнанным осталось понимание под рибой любого ссудного процента.
Объясняется это следующим образом: фиксированный процент представляет собой неоправданное предъявление своих прав на имущество заёмщика вне зависимости от того, успел ли он произвести какую-либо ценность с помощью полученных заёмных средств или нет. По правилам шариата справедливо, если экономические субъекты при взаимодействии делят поровну возникающие прибыль и/или убытки. Не запрещено с коммерческой целью передавать денежные средства, но не под фиксированный процент.
Почему исламская религия — против фиксированного процента? Мухаммад Таки Усмани рассуждает следующим образом: человек / предприятие / финансовое учреждение должно решить для себя: они дают в долг для того, чтобы помочь или с целью получения прибыли? Если денежные средства были отданы взаймы только из соображений гуманности, то он получает ровно ту сумму, которую отдал (без процентов). Если изначальная цель — получить долю в заработке, то выдающий деньги в долг должен будет разделить и потенциально возможный убыток заёмщика.
Другой пример — предприятие получило кредит в банке и вынуждено в таком случае к стандартной цене производимой продукции добавлять определённый процент, чтобы компенсировать себе стоимость выплат по банковскому кредиту. То есть общество (покупатели приобретаемого товара) платят необоснованный с точки зрения ислама процент банку только за то, что он предоставил денежные средства, но не принимал никакого участия в создании ценности.
В литературе также часто встречается понятие «мейсир», обозначающее азартную игру. Можно сказать, что это игра с нулевой суммой: выигрыш одного участника — это проигрыш другого. В национальном или глобальном плане при подобных сделках общественное богатство не растёт, пользы для общества не возникает. 
Применительно к биржевой торговле сюда относятся спекуляции, например фьючерсными контрактами. Хотя если бы с финансовых рынков вдруг по каким-либо причинам исчезли бы совсем трейдеры, спекулирующие, допустим, акциями и фьючерсами, то рынок стал бы гораздо менее ликвидным. Совершая частые краткосрочные сделки, спекулянты таким образом приносят определённый вклад в нормальное функционирование биржи, и их действия не являются исключительно «негативными». Однако с точки зрения исламских канонов их доход на финансовых рынках не возникает в результате приложения ресурсов и не создает новую ценность, а потому находится под запретом. 
В этом плане крайне интересную мысль высказывает Джон Мейнард Кейнс: «… если бы сделать инвестирование капитала … долгосрочным и нерасторжимым актом, … то это могло бы явиться полезным лекарством от наших современных болезней. … это вынудило бы инвестора обратить свой взор на долгосрочные перспективы, и только на них».
«Гарар» переводится с арабского как «опасность» и обозначает неопределённость, введение в заблуждение. Например, к таким сделкам относятся в том числе:
продажа без покрытия (заработок на падении цены актива с помощью продажи ценных бумаг, товаров, валюты, которых у торгующего нет на момент совершения сделки);
торговля с использованием инструментов, характер и спецификация которых не раскрывают параметров точной стоимости, даты исполнения сделок;
сделки, обязательство исполнения которых обусловлено негарантированным событием в будущем и зависят от (не)наступления определённых условий, например, достижения установленных значений цен активов в конкретные даты.
В целом мировой рынок исламских финансов умеренно растёт из-за значительных инвестиций в секторы халяль, сукук. Интересный факт касается деятельности банков Саудовской Аравии. В данной стране население очень активно пользуется исламскими финансовыми инструментами. Однако власти отрицают наличие исламского банкинга и не затрагивают эту тему. 
Объясняется всё очень просто: если руководство страны выделит исламские банки в отдельную категорию, то все остальные банки сразу же будут считаться неисламскими, ростовщическими. Это может привести к существенному оттоку клиентов из «неисламских банков», что в свою очередь увеличит затраты и будет способствовать снижению прибыли, а далее — в худшем случае — приведёт и к закрытию данных финансовых организаций.
Но несмотря на наличие новых терминов и кажущуюся сложность вопроса, инвесторы, соблюдающие нормы и правила шариата, могут инвестировать, не отступая от этических и религиозных убеждений. Раньше такая проблема стояла достаточно остро даже на финансовых рынках развитых стран. Было достаточно сложно находить компании, соответствующие требованиям ислама. Однако в настоящий момент инвесторам-мусульманам гораздо проще найти подходящие активы. 
Достаточно привести в пример такие фондовые индексы, как
 Dow Jones Islamic Market Index, 
 MSCI World Islamic Index, 
 S&P 500 Sharia, 
 S&P Europe 350 Sharia, 
 S&P Japan 500 Sharia, 
 S&P Pan Asia Sharia, 
 S&P GCC Sharia, 
 S&P BRIC Shariah Index. 
Причём, если говорить о последнем названном индексе, то он включает в себя акции компаний Бразилии, России, Индии и Китая. Они удовлетворяют нормам ислама и торгуются на Гонконгской фондовой бирже, Лондонской фондовой бирже, NASDAQ и NYSE.
Как правило, процедура отбора ценных бумаг в индекс проходит следующим образом: первоначально исключаются неподходящие по отрасли активы. В соответствии с нормами шариата нельзя инвестировать в компании, которые занимаются производством/реализацией свинины, табачной, алкогольной продукции, так или иначе связанных с оружием, игорным бизнесом и т.д. Например, в MSCI World Islamic Index не допускаются компании, которые непосредственно занимаются или получают более 5% своих доходов от вышеназванных отраслей деятельности или корпорации, получающие значительный доход от процентов.
Если присутствует процентный доход или не одобряемая исламом деятельность (менее 5% от общего дохода), то встречается практика вычета данной доли из дивидендов, выплачиваемых акционеру, и передачи её на благотворительные цели. Причём проверка на соответствие нормам проводится не единожды, а на периодической основе: если в результате мониторинга выяснится, что компания перестает соответствовать данным требованиям, то её акции исключаются из индекса.
Далее проверяют финансовые показатели. В большинстве случаев не допускаются компании, которые имеют высокое кредитное плечо. Более того, исследователи из Университета Валенсии отмечают, что исламские индексы работают лучше, чем обычные инвестиции во время экономических кризисов. 
Также проводится анализ трёх финансовых коэффициентов для скрининга изучаемых компаний: 
Ни один из этих финансовых коэффициентов не может превышать 33,33%.
Может показаться, что компаний, удовлетворяющих данным требованиям, крайне мало. На самом деле достаточное количество фирм не нарушают данных запретов. Многие из них из нефтегазового, потребительского сектора, металлургии, энергетики, но не только.
Инвесторы, соблюдающие нормы и правила шариата, могут самостоятельно сформировать себе портфель из ценных бумаг данных компаний в наиболее благоприятный момент (во время просадки), посмотрев состав приводимых выше индексов. Активы, входящие в индексы, уже проверены специалистами и соответствуют нормам халяльных инвестиций. Далее инвесторам следует тщательно изучить показатели компаний и конъюнктуру рынка и только после этого думать о приобретении тех или иных акций, не забывая о диверсификации и рисках инвестиционной деятельности.
Еще одним вариантом инвестирования для мусульман, кроме покупки входящих в исламские индексы акций, является приобретение ETF (Exchange Traded Funds — биржевых инвестиционных фондов). Не является инвестиционной рекомендацией, но первыми приходят в голову ETF iShares MSCI World Islamic (iShares — крупнейшее в мире семейство ETF), то есть ETF на ранее упомянутый нами индекс MSCI World Islamic Index:
ETF отражают рыночную цену пакета акций или других ценных бумаг, объединённых в общий индекс. То есть не приобретая акции, входящие в состав конкретного интересующего нас индекса (в определённых пропорциях), можно приобрести ETF, отражающий динамику этого исламского индекса. ETF достаточно схожи с обычными ПИФами (паевыми инвестиционными фондами), но отличаются от них большей ликвидностью, отсутствием надбавок при покупке и скидок при продаже, обращаются как в стране учреждения, так и на зарубежных биржах. 
ПИФы для мусульман тоже существуют, но представляют собой более локальные истории, отличаются гораздо меньшей ликвидностью и требуют очень тщательной проверки на предмет комиссий и условий.
Однако при таком подходе — покупке акций или ETF, повторяющих динамику исламского индекса акций — портфель подойдёт лишь для инвесторов с умеренным или агрессивным риск-профилем. Вдобавок ко всему он будет достаточно «однобоким»: в фазу роста финансовых рынков будет приносить хорошую прибыль, но во время коррекций и затяжного нисходящего тренда, наоборот, существенные убытки. 
Инвесторы, не соблюдающие нормы шариата, уравновешивают свой портфель облигационными инструментами, номинированными в разных валютах, структурными продуктами, банковскими вкладами. В идеале в обычном инвестиционном портфеле инструменты c фиксированной доходностью составляют около 80% от всего имеющегося капитала (оставшиеся 15% и 5% состоят из инструментов с умеренной и высокой доходностью). 
В силу следования религиозным нормам исламским инвесторам эти инструменты недоступны. Поэтому, чтобы снизить риски, им необходима большая диверсификация. Именно поэтому в Малайзии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Алжире, Бахрейне, Египте, Иране и других мусульманских странах пользуются популярностью биржевые товары (например, золото) и такой финансовый инструмент, как сукук. 
Сукук многие называют исламским эквивалентом облигаций. Этот финансовый инструмент, который обеспечен активом, распространён во многих странах, но в России впервые появился лишь в 2017 году. В нашей стране он мало востребован, так как крупные предприятия, желая получить финансирование, могут воспользоваться множеством других способов (различные виды банковских кредитов, эмиссия облигаций, еврооблигаций, акций и др.), нежели организовать выпуск сукук.
Сукук не выплачивает ни купонов, ни дивидендов. Также он не коррелирует ни с облигациями, ни с акциями и может быть интересен и не мусульманам, которые заинтересованы в большей диверсификации своего инвестиционного портфеля или в развитии определенного проекта, под который был выпущен сукук. Этот инструмент предполагает периодические платежи, однако выплаты могут быть не осуществлены, возможен дефолт. 
В зависимости от успешности реализуемого проекта, под который сукук был выпущен, а также текущей рыночной ситуации, данный финансовый инструмент может торговаться, как выше номинала, так и ниже. Существуют фонды сукук, ETF на глобальный индекс сукук (у S&P множество индексов на сукук, причём они удобно сегментируют их по срокам погашения и рейтингу). Можно приобретать сукук на биржах мусульманских стран, например на Дубайской или Малазийской. 
Чтобы лучше понять цели привлечения денежных средств с помощью сукук приведём несколько примеров. Благодаря ему в мусульманских странах осуществляется средне- и долгосрочное сотрудничество государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях для решения таких общественно значимых задач, как финансирование строительства автомобильных дорог, морских портов, аэропортов. В Бахрейне требовалась реконструкция аэропорта, и для этих целей был выпущен сукук на сумму в $250 млн, сроком обращения 5 лет. В Катар для государственного проекта по строительству медицинского центра Hamad Medica City правительство привлекло необходимый объем инвестиций с помощью выпуска сукук. В последствии данный проект был успешно реализован. Также много таких примеров в Саудовской Аравии, Иордании, Малайзии. 
Часто сукук выпускается исламскими банками для финансирования своих (иногда международных) проектов, в таких случаях нужно внимательно прочитать решения о выпуске и проспект эмиссии данной ценной бумаги. Хотя лучше читать эти документы всегда — при изучении любого рассматриваемого для приобретения финансового инструмента.
Ещё мне хотелось бы предостеречь от ошибок, связанных с выбором не только инструментов для торговли, но и брокерской компании, так как сейчас встречается слишком много мошенников, наживающихся на незнании и настойчиво предлагающих свои услуги. Не приводя здесь ссылок, приведем ныне существующий печальный пример: «брокер … предлагает вам исламский торговый счёт, чтобы мусульмане имели возможность торговать на Форекс». Налицо факт введения в заблуждение. Причём обратно вывести денежные средства со счёта уже вряд ли получится…
Также сейчас стал распространён новый вид мошенничества: создаются сайты для проверки надёжности брокеров, которые при вводе любого названия брокерской компании предупреждают, что данная компания находится в «международном чёрном списке». Далее предлагается оставить номер телефона и имя. Эта информация впоследствии или продаётся, или ей пользуются сами злоумышленники, чтобы убедить потенциальных жертв перевести денежные средства на «безопасный» счёт или же оказать платную юридическую помощь, в которой нет необходимости.
Кроме того, сейчас не лучший момент для начала инвестирования, лучше дождаться серьёзной коррекции на рынке, а пока досконально всё изучить. Хотелось бы предупредить о наличии существенных рисков перегрева фондовых рынков (достаточно обратить внимание на показатель «индикатора Баффета», то есть отношение капитализации всех торгующихся компаний к мировому ВВП). Не стоит торопиться и покупать достаточно переоценённые активы, лучше подождать выгодных цен и только тогда спокойно, всё обдумав и оценив, принимать решение.
IQ
Таинственная находка палеонтологами в Китае ископаемой рептилии с двумя головами
Рассказ о том, как польские евреи в XIX веке подарили Российской империи первые механические компьютеры
Рождение корейского общепита и высокой кухни
РЕДАКЦИЯ
Даниил Кузнецов, главный редактор
Мария Сапожникова, редактор
Марина Селина, редактор
Ольга Соболевская, редактор
 
КОНТАКТЫ
Москва, Покровский бульвар, д. 11, G711
Телефон: + 7 495 531-00-31  доб. 11661
НАУКА В НИУ ВШЭ
Каталог журналов
Издательский дом ВШЭ
Библиотека ВШЭ
Публикации
Доклады

source